Карл Брюллов. «Всадница» (1832): у ног вставшего на дыбы коня видна длинноухая собака, которую некоторые считают ирландским сеттером.* Сеттеры появились в русской живописи главным образом в XIX веке, когда аристократы увлеклись западноевропейской охотой с легавыми собаками. Эти породистые охотничьи псы, выведенные в Англии для подружейной охоты, привлекали художников своей элегантной внешностью и энергичным нравом. Изящный силуэт сеттера с шелковистой шерстью и висячими ушами оживлял сцены охоты, подчёркивая утончённость дворянского досуга.
Европейские живописцы нередко изображали сеттеров в динамике охоты — в стойке перед дичью или на бегу. Так, в викторианской Англии художник Эдвин Ландсир прославился картинами с верными охотничьими собаками, среди которых встречаются и сеттеры. Влияние этой традиции проникло и в Россию: на полотнах наших мастеров сеттер становится символом спортивной охоты по-европейски. Одним из ранних примеров можно считать картину Карла Брюллова «Всадница». На ней рядом с главной героиней и ее конём присутствуют две собаки — маленькая борзая левретка и ещё одна собачка большего размера. Современники так и не пришли к единому мнению о породе второй собаки: «то ли ирландский сеттер, то ли какая-то разновидность спаниеля». Ясно одно — Брюллов изобразил любимицу своей покровительницы: на ошейнике пса видна надпись *Samoylova*, фамилия графини Юлии Самойловой. Таким образом, сеттер (если это он) вписан художником в аристократический портрет, выступая эмблемой статусного увлечения.
Сюжеты с охотой дали сеттерам особое место в жанровой живописи. Василий Перов в знаменитой картине «Охотники на привале» (1871) добавил в компанию рассказчиков верного пса с длинными ушами, подчёркивая реализм сцены. Любопытно, что художник сознательно допустил некоторые несоответствия для колорита: на охотничьем рожке, лежащем на земле, собирают гончих, однако вместо своры мы видим лишь одну собаку — то ли борзую, то ли сеттера. Перов, сам опытный охотник, этим намекнул, что байки героя полотна недостоверны. Тем не менее присутствие собаки делает сцену достоверной и тёплой: зритель чувствует, что после удачной охоты человек делит привал со своим четвероногим другом.
В скульптуре и графике той эпохи образ сеттера также не остался без внимания. Русские анималисты — например, Е. А. Лансере — создавали бронзовые композиции на темы охоты, часто включая фигуры легавых собак рядом с всадниками. Изящный сеттер, застыл ли он в напряженной стойке или мчится следом за конём, придавал скульптурным группам динамику и реализм. В книжной иллюстрации конца XIX — начала XX века сеттеры возникали на страницах охотничьих рассказов и журналов: художники-иллюстраторы изображали собак, указывающих стойкой на дичь или приносящих подстреленную птицу. Эти визуальные образы укрепляли культурный образ сеттера как неотъемлемого атрибута дворянской охоты, символа удачного выезда на природу. В художественном языке того времени сеттер олицетворял грацию в движении, азарт и благородство — качество, ценимое не только на псарне, но и на холсте.