«Музей – лаборатория творчества: опыт Русского музея в работе с детской и молодежной аудиторией»

Методические материалы
к курсам повышения квалификации

20 — 24 октября 2025 года
Расписание занятий

I. Юридическое обеспечение деятельности музея

  1. Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства культуры РФ от 15.01.2019 г. № 17 «Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях Российской Федерации на период до 2030 и на перспективу до 2036 года»;
  5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р;
  6. Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2023 года № 568 «О подготовке и проведении празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
  7. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2025 года № 28 «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества».

III. Работа с посетителями в музее

3.1. Просветительская и экскурсионная деятельность
3.1.1 Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями https://rusmuseumpro.ru/
3.1.2 Федорова Н.А. Методика анализа произведений изобразительного искусства в экскурсии. Переработано Е.В. Станкевич, СПб.: Русский музей, 2024;
3.1.3 Кий А.И. Методическое пособие обзорной экскурсии «Русское искусство XI — конца XIX века»;
3.1.4 А.М. Водолеева. Методическая разработка к выставке «Он победил и время и пространство…» К 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина., СПб.: Русский музей, 2024;
3.1.5. А.Б. Кибасов. Тезисы методического занятия к выставке «Ассамбляж/ Объект/ Инсталляция». Экспозиция мраморного дворца;
3.1.6. А.Б. Кибасов. Методические рекомендации к выставке «О Родине, о жизни, о себе». Экспозиция Мраморного дворца, 2024;
3.1.7. А.Б. Кибасов. Тезисы методических рекомендаций к выставке «Весть» экспозиция в залах корпуса Бенуа, 2024;
3.1.8 А.Б. Кибасов. Методические рекомендации к выставке «Космизм в русском искусстве». Экспозиция в залах корпус Бенуа, 2022;
3.1.9.  Е.В.Станкевич. Методическая разработка обзорной экскурсии по выставке «Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения», СПб.: Русский музей, 2024.
3.1.10. А.Г. Бойко об арт-медиации // Время культурной медиации: сборник мнений. Приложение к русскоязычному изданию онлайн-книги «Время культурной медиации», — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024.

3.2. Речевая коммуникация в работе с посетителями
3.2.1 И.Г.Родченко. Коммуникативная культура в экскурсионной деятельности/ учебное пособие — Санкт-Петербург, СПбГИК, 2019.

3.3. Работа с детской и молодежной аудиторией
3.3.1.Образовательный курс “Искусство и наука” https://vkvideo.ru/playlist/-405271_6
3.3.2. Цикл лекций “Современное искусство и наука: границы синтеза” https://vk.com/video/playlist/-405271_24
3.3.3. Решетников Н. И. Музееведение: курс лекций. М.: МГУКИ, 2000.
3.3.4. Решетников Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТК, 2005.
3.3.5. Решетников Н. И. Музей и комплектование его собрания: учебное пособие. М.: МГУКИ, 2011; То же. Изд. 2-е., дополн. М.: МГУКИ, 2012.
3.3.6. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1990.
3.3.7. Столяров Б. А., Бойко А. Г., Рева Н. Д. Основы музейной педагогики. СПб., 1996.
3.3.8. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея от источников до современности: учебное пособие для студентов гуманитарно- художественных ф-тов. СПб., 1999.
3.3.9. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: Теория и практика. М., 2005.
3.3.10. Заславец Н. Н. Современные информационные технологии в системе экспозиции музея // Научно-исследовательская работа в музее: тезисы докладов на VIII Всероссийской научно-практической конференции МГУКИ. М., 2006.

3.4. Работа с особыми посетителями в музее
3.4.1. Особые люди в музее;
3.4.2. Человек с аутизмом в музее: рекомендации для экскурсоводов музея по взаимодействию с человеком с аутизмом и адаптации экскурсионных материалов;
3.4.3. Экскурсия для посетителей с нарушением слуха. Что нужно знать?
3.4.4. Инклюзивный музей.