В «Повести временных лет», записанной в начале XII века, рассказывается: в 992 году, во время правления князя Владимира, Киев осадили кочевники-печенеги и судьбу города должен был решить поединок. Простой кожемяка (древнее название профессии кожевника) по имени Ян принял вызов печенежского силача. А перед поединком он с честью выдержал испытание, вырвав кусок шкуры у выпущенного на него разъяренного быка. Затем он одержал победу над печенегом и спас родной город.
Эффектная композиция картины Григория Ивановича Угрюмова (1764−1823) построена на диагоналях: склоненная влево фигура Яна Усмаря пластически уравновешивается массивной тушей быка, рвущегося вправо. Поодаль, на возвышении — князь Владимир, приветствующий Яна, за ним — дружинники с копьями. Воин справа, у самого среза картины, облачен в римские доспехи и шлем со змеей. Подобная трактовка образа национального героя была традиционной для мастеров, ориентированных на памятники классического прошлого. Это объясняется тем, что в конце XVIII века археология еще не сформировалась как наука, и художник просто не знал, как выглядели древние русичи.