Вьетнамский
Art Treasures of Russia: Masterpieces from the Russian Museum
Сокровищница России – из коллекции Русского музея

вьетнам Iván Aivazovski «La novena ola»

1850

Lienzo, óleo

221 x 332 cm

Para cuando pintó esta obra, Iván Aivazovski (1817−1900) ya gozaba de fama internacional. La novena ola trata la lucha entre el hombre y las fuerzas de la naturaleza. Según la tradición popular, la novena ola es la más poderosa y destructiva de una tormenta marina.

En el cuadro, el mar embravecido comienza a ceder ante la luz del amanecer, símbolo de esperanza. La voluntad humana por sobrevivir triunfa frente al caos natural. Esta obra no solo es una obra maestra del paisajismo ruso, sino también una metáfora sobre la resistencia y la fe en la victoria de la vida.

Fue una de las primeras pinturas adquiridas para la galería rusa del Hermitage y pasó luego al Museo Ruso en 1898.

Roman Nikitin. Portrait of Maria Stroganova

Circa 1720s

Oil on canvas

Roman Nikitin depicts Maria Stroganova, a member of the famous family – wealthy patrons and industrial entrepreneurs, and the wife of the mining magnate Grigory Stroganov. She holds a miniature portrait of Peter the Great, symbolizing her family’s closeness to the imperial court and the emperor’s personal favor. By his permission, she was allowed to wear traditional Russian dress at court — a rare mark of respect for national custom during an age of Westernization and reform.

The portrait reflects the early stage of Russian secular (non-religious) art, where new realism combines with Baroque splendor. Nikitin creates an image that unites dignity and calm with a sense of living presence, capturing the transition from old traditions to a new era.

Р. Н. Никитин. Портрет Марии Строгановой.

Около 1720-х годов

Холст, масло

На картине Романа Никитина изображена Мария Строганова — представительница знаменитого рода меценатов и предпринимателей, жена горнопромышленника Григория Строганова. В руке она держит миниатюрный портрет Петра I, символ близости к двору и личного покровительства императора. По его разрешению Строганова могла носить старинное русское платье при дворе — редкий знак уважения к традиции в эпоху реформ и европеизации России.

Портрет выполнен в манере раннего русского светского искусства, где реалистичность сочетается с барочной торжественностью. Никитин создаёт образ, в котором достоинство и спокойствие соединяются с живым человеческим присутствием, передавая переход от старинных традиций к новому времени.