«Бубновый валет» (1911–1917) являлся одним из самых значительных и мощных объединений русского авангарда. Название, сначала придуманное Ларионовым для выставки 1910 года в Москве (кстати, Лентулов приписывал авторство названия себе и Ларионову) (2), закрепилось за художественным обществом, основанным в 1911 году теми же живописцами, — Кончаловским, Лентуловым, Машковым и кругом близких им авторов. После первых выставок «Бубнового валета» стали очевидными сила и степень влияния Сезанна на искусство «бубнововалетцев». Именно тогда Александр Бенуа ввел в обиход известное словосочетание «русские сезаннисты». С тех пор оно превратилось в стилевое определение.
Наследие Поля Сезанна стало почвой, на которой вырастали новые направления русской живописи. Как писал Альберт Костеневич, хранитель французской живописи Эрмитажа, «к Мастеру из Экса русский авангард отнесся с почтением, которому не подыскать аналогов. <…> Основную причину, по-видимому, следует искать в том, что его искусство магнетически притягивало обещанием новой художественной системы, способной раскрыть недоступные прежде тайны творчества и вместить глубочайшие обобщения» (3). Формально термин «сезаннизм» обозначает следование живописным традициям французского художника и подчеркивает особое значение творчества Сезанна в процессе формирования искусства раннего авангарда. Сезаннизм был характерной чертой именно московской живописной школы, не случайно художники «Бубнового валета» получили кличку «московских сезаннистов».
Знатоки современного искусства Сергей Щукин и Иван Морозов активно собирали работы Сезанна, и к началу 1910-х в знаменитых коллекциях было достаточно много его произведений, хорошо известных молодым новаторам. В те же годы в критических статьях Игоря Грабаря, Александра Бенуа, Абрама Эфроса и других авторов уже появлялся термин «сезаннизм». Сначала речь шла о Кончаловском и Куприне, Лентулове и Машкове, Рождественском и Фальке. Но в дальнейшем черты сезаннизма проявились у гораздо большего числа художников и даже у Ларионова — ярого противника сближения с французским искусством. В истории авангарда роль сезаннизма принципиально менялась: будучи средством обновления живописи в начале 1910-х, через десять лет, в ситуации преобладания радикальных течений авангарда, он исполнял, скорее, своего рода охранительную функцию. В целом сезаннизм как художественное явление во второй половине 1910-х уже исчерпал себя, но в творчестве Кончаловского, Лентулова, Рождественского надолго сохранился как живописная манера.
При всей условности термина «русский сезаннизм», он обозначил некоторые устойчивые творческие приоритеты художников «Бубнового валета»: занятие только «живописью как таковой», поскольку последовательный сезаннизм исключает «работу с материалами», в том числе коллаж и рельеф; преобладающий выбор классических живописных жанров: пейзажа, натюрморта, портрета, ню — сюжетная живопись, как и беспредметная, сезаннистам, большей частью, чужда; изучение и следование методу Сезанна в построении формы и пространства цветовыми планами.
Первый этап сезаннизма приходится на годы расцвета «Бубнового валета» (1912–1916). Его представители (Кончаловский, Куприн, Машков, Фальк, Рождественский) не столько подражают Сезанну, сколько используют его приемы и мотивы для создания русской версии стиля, заметно сдвинутого в сторону декоративности и усиленной цветовой выразительности.
Особое внимание, которое художники уделяли жанру натюрморта, скорее всего возникло в связи с глубоким изучением Сезанна, его многочисленных постановок «мертвой натуры». Но следует также иметь в виду линию русского примитивизма, накрепко связанного с народной фольклорной традицией, с городскими вывесками, лубками, наконец, с буйным и красочным характером любимых в народе ярмарок и зрелищ. В представлении автора книги о «Бубновом валете» Глеба Поспелова, «общее между „валетами“ и Сезанном — одинаковые свойства изображенной натуры. Здесь есть тяготение к натуре неподвижной, или „мертвой“. Это было свойство и самого Сезанна и „бубновых валетов“, и это же определяло специфический для последних выбор примитивов — не лубков и не сюжетной вывески, но именно „натюрмортов“ из хлебов или фруктов на вывесках или подносах» (4). Сезанн обычно включал в свои «фруктовые» композиции тарелки, вазы и кувшины.
Однако у русских художников главным элементом стал простонародный расписной поднос, сразу определивший национальный характер живописи «бубнововалетцев». В картинах Машкова, Куприна, Кончаловского предметы — цветы, фрукты, посуда — намеренно укрупнены (как и размер полотен), пространственные смещения утрированы, объемы кажутся весомее, цветовые контрасты интенсивнее и резче. Можно говорить о сезаннизме с чертами или народного искусства, или даже Матисса: их бесспорно роднит и площадной веселый артистизм, и подчеркнутый простодушный характер. Например, «герои» натюрмортов Кончаловского и Машкова почти всегда отмечены поистине одухотворенной жизненной энергией и оптимизмом: «Сундук и глиняная посуда (Героический натюрморт)» (1919) первого и «Натюрморт с виноградом» (около 1910) второго, в котором овальный поднос превращен в главный элемент продуманной композиции, а лежащие на нем разноцветные, слишком крупные фрукты украшены своеобразной «короной» — гроздью винограда. Натюрморты Машкова 1910-х годов — это подлинный гимн природе, ее обильным и щедрым дарам: любимые им гигантские плоды словно впитали все соки земли. Несомненно, удивительную «вещность» и осязаемость придают предметам в натюрмортах и Машкова, и Кончаловского увеличенный масштаб изображения и энергичная моделировка формы.
Живописи Петра Кончаловского меньше свойственны широта и столь открытая эмоциональность, какие характерны для произведений Машкова или даже Лен-тулова. Из всех мастеров «Бубнового валета» он обнаруживал, пожалуй, как полагают исследователи, «наибольшее доверие к натуре во всей ее чувственной полноте и материальности <…> С этим связаны и особенности живописной манеры <…>, которая кажется землисто-грузной и плотной, ее красочный слой как будто замешан не на масле, а на глине даже тогда, когда живописец работает не излюбленными им красками-землями (коричневой или охрой), но густой зеленой, фиолетовой или красной; эти глины выглядят оседающими и тяжелыми, иногда почти „жароупорными“, придавая фактуре холстов особую керамическую твердость» (5).
Машкову и Кончаловскому — ведущим художникам «Бубнового валета» — были одинаково присущи и редкое жизнелюбие, и мощный живописный темперамент. Все же Александр Бенуа справедливо замечал, что «более живописец — Машков», что он — «образец живой творческой силы <…> стихийной радости от работы» (6). Критик имел в виду почти безудержное «буйство» кисти, силу цвета и жадность к краске. В искусстве Машкова 1909–1912 годов гораздо ощутимее, чем у Кончаловского, «на место чувственного окружающего мира становилась чувственная сфера живописи» (7).
В то же время многие портреты Кончаловского, среди них непривычно большого формата, отличались безупречно выстроенными композициями, пристальным вниманием к цветовым и пластическим особенностям. Таков его известный «Семейный портрет» (1911), а также «Двойной портрет» (1913), изображающий Юрия Денике (Юрьева) и Анатолия Покровского, который позволяет понять, как художник работал с моделями, одновременно и деформируя внешние объемы и черты, и сохраняя общее впечатление цельности и неразрывности двух фигур. Строгая цветовая гамма, построенная на вариациях синего и охры, соответствует характерам героев — ученых, соединенных дружескими отношениями. Благодаря своей продуманной живописности, «Двойной портрет» соотносится с кругом произведений, созданных Кончаловским в Италии, в Сиене, — всем им присущи те же стремящиеся к гармонии изобразительные приемы.
Роберт Фальк, один из активных деятелей «Бубнового валета», утверждал впоследствии: «Из современных мастеров мой основной мэтр — Сезанн. Для меня это максимальный реалист, художник потрясающей правды, а не иллюзорного правдоподобия. <…> Его видение мира было таким мощным, он прозревал такие тайны света и цвета, что имеющаяся в его руках техника его удовлетворить не могла. Воля гения побеждала косность мертвого материала: его холсты — живая цветовая ткань, пластические события возникают из глубин пространства, как бы роящегося цветовыми атомами. Его произведения — не подобия жизни, а сама жизнь в прекрасных драгоценных зрительно-пластических формах. <…> Элементарно говоря — я реалист. Реализм — очень широкое понятие. Вульгарный реализм не может быть целью искусства. В моем понимании реализма мне особенно близок Сезанн» (8).
О близости к Сезанну говорят пейзажи Фалька «Старая Руза» (1913), «Крымская деревня» (1915), «Долина в Крыму» (1916), в которых художник постарался передать всю сложность и неразрывную взаимосвязь пространственных отношений в восприятии и простора широкой долины, и улочки провинциального города. У Фалька «нет и намека на примитивистский напор, равно как и на воинственную приверженность охрам и саже. Стержень его искусства — цветовое одушевление изображенной реальности», подчеркивал Поспелов (9).
Кроме лидеров «Бубнового валета» столь же значительное влияние Сезанна испытал Александр Куприн — его творчество последовательно развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. В 1908 году Куприн впервые посетил собрание Сергея Щукина и тогда же познакомился с Ларионовым. В работах этого периода ощутимо воздействие как Ван Гога, так и Ларионова, однако ларионовский примитивизм остался Куприну чужд. Около 1912 года основным ориентиром для Куприна стал Сезанн. Под влиянием Кончаловского и других «бубнововалетцев» сложился его вариант сезаннизма, в котором позднее появилась частичная кубизация формы. В 1916 году, ненадолго возглавив «Бубновый валет», Куприн сблизился с представителями радикального авангарда, но вскоре вслед за Кончаловским и Машковым перешел в общество «Мир искусства». Таким образом был обозначен рубеж новаторства «бубнововалетцев», оставшихся на позициях раннего — фигуративного и живописного — авангарда.
Около 1917 года Куприн создал свой индивидуальный стиль, отличавшийся тонкой, порой изысканной живописностью. В качестве примера можно привести «Натюрморт с кактусом и конским черепом» (1917), «Натюрморт. Букет цветов» (1917), «Натюрморт с воблой» (1918), «Натюрморт. Посуда и фрукты» (1919). Сохраняя сложившуюся в его творчестве жанровую структуру (натюрморт, пейзаж, ню) и предметные детали, Куприн усилил образный строй экспрессивной интонацией, ритмическими и кубистическими сдвигами формы и цветовыми контрастами. Постепенно художник потерял интерес к живой материальности и фактуре предметов и все чаще изображал искусственные цветы и муляжи фруктов.
Творчество еще одного талантливого «бубнововалетца» Аристарха Лентулова имело свои особенности развития. После недолгого увлечения немецким экспрессионизмом и особенно после знакомства в сентябре 1910 года с Кончаловским и Машковым Лентулов заразился идеей устроить первую выставку «Бубнового валета». Он стал членом правления и принял участие в первых шести выставках. К 1913 году художник нашел в своих произведениях убедительный баланс между предметностью форм и свободной живописностью, даже пробовал использовать наклеенные на холст кусочки фольги, чтобы добиться синтетического звучания разнообразных художественных структур. В середине 1910-х Лентулов обратился к одной из центральных тем своего творчества — изображению старой русской архитектуры, переданной в динамичных ритмах и кубофутуристических сдвигах, и таким образом попытался соединить стилистику кубофутуризма с традициями древнерусской живописи. Одновременно он создал собственный поэтически-иносказательный образ, в котором воплотилось его понимание национального идеала. Такова, например, композиция «Церкви. Новый Иерусалим» (1917). Творчество Лентулова в 1920–1922 годах развивалось под девизом «назад к Сезанну», что означало для художника победу классического начала в его творчестве. Приближение к реальному восприятию мира сопровождалось «декубизацией» форм и одновременно отказом от академического метода работы. Пейзажи, написанные в Троице-Сергиевой лавре в 1920–1922 годах, еще сохраняют кое-какие элементы кубофутуризма («косые» формы) и сезаннизма (цветовое разнообразие), но позднее в творчестве Лентулова начинает преобладать реалистическая манера.
В произведениях более молодых авторов «Бубнового валета» Василия Рождественского и Александра Осмеркина отразилось, прежде всего, определенное влияние товарищей по объединению — Кончаловского и Машкова, и в 1910-е годы оба работали в знакомом стиле фовизма-сезаннизма. В качестве примеров их собственного освоения творчества Сезанна, в которых ощутима попытка по-своему изложить сезанновский «метод живописного анализа», могут рассматриваться такие работы Осмеркина, как «Натюрморт с белой пиалой» (1921), «Натюрморт с керосиновой банкой» (1921–1922) и композиции Рождественского «Скрипка и книга» (1917) и «Натюрморт с красным кувшином» (1918).
Вторая волна сезаннизма зарождается в 1917–1920 годах, в период распада общества «Бубновый валет» и победы радикальных изобразительных идей. Она имеет противоположную направленность: если на этапе
«освобождения» Сезанн воспринимался как один из разрушителей канонов натурализма, то теперь видится основателем традиции; обращение к нему знаменует возвращение к ценностям «чистой» живописи. В отличие от первого, «бубнововалетского» периода, теперь это не коллективное движение; художники разных группировок находят индивидуальные стилистические решения «внутри» сезанновской традиции. Общим качеством становится подчеркнуто станковый характер картины, отказ от схематизации формы и цвета, внимание к пространству и «протекающему» голубому тону (10).
Понятие «русский сезаннизм» в свое время претерпело разные оценки и в отечественной критике, и в обществе — от полного неприятия до безусловного признания. Утвердилось общепринятое мнение о значительной роли, которую играло наследие Поля Сезанна в истории развития русского авангарда. Хотя Анри Матисс как-то справедливо заметил, что «…броские определения, которыми награждают какое-нибудь направление, могут иметь лишь относительную ценность и, при всем их удобстве, ограничивают жизнь художественного течения и мешают признанию отдельных художников» (11).
1) См.: Пунин Н. Н. Путеводитель по Отделению новейших течений // Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государ-ственного Русского музея. СПб, 1998. С. 397.
2) См.: Сарабьянов А. Д. Бруни Л. А. // Энциклопедия русского авангарда: В 3 т. М., 2013. Т. 3. Кн. 1. С. 65.
3) Костеневич А. Г. Сезанн в России // Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века. СПб, 1998. С. 13.
4) Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990. С. 121.
5) Там же. С. 139.
6) Там же. С. 146.
7) Там же.
8) Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М., 1981. С. 13–14.
9) Поспелов Г. Г. Русский сезаннизм начала ХХ века // Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века. С. 160.
10) См.: Вакар И. А. Постимпрессионизм // Энциклопедия русского авангарда. М., 2014. Т. 3. Кн. 2. С. 143–144.
11) Цит. по: Вакар И. А. Русская художественная критика перед «проблемой Сезанна» (К истории определения «русские сезаннисты») // Поль Сезанн и русский авангард начала ХХ века. С. 156.
Наталья Козырева