НАШ
АВАНГАРД

Татлин

зал №77
Иллюстрируя в 1929 году книжку Хармса «Во-первых и во-вторых», Татлин оставил автопортреты в образе одного из героев: Длинного человека, противопоставив ему (по остроумному предположению Джона Боулта (1)) «самого маленького человека на Земле» — Малевича. Яростное соперничество, саркастично проявленное в иллюстрациях, сопровождало двух столпов авангарда с момента формирования их концепций. Но серия авто-портретов интересна еще и как редкий случай автопрезентации. Татлин изображал себя крайне мало, хотя (в отличие от Малевича) был излюбленной моделью современников. Каким же был этот человек? Здоровенным, с огромными ручищами, нескладным, с несколько одутловатым лицом с крупными чертами. Немногословным. Очень мало писавшим (2) (беда для исследователя (3)). Имевшим учеников, но не задерживавшихся надолго и не оставивших в истории столь яркого и консолидированного следа как, например, члены группы Уновис (4). Татлин вообще не был склонен к образованию группировок, будучи по складу индивидуалистом, хоть и не миновал участия в них, а однажды даже возглавил Объединение новых течений в искусстве (1917 — 1923) (5). Он не был ни амбициозным интриганом-политиком, как Михаил Ларионов, ни неутомимым собирателем новых сил, как Давид Бурлюк, ни прямодушным учителем и систематичным педагогом, как Казимир Малевич. По сути он был закрытым и мнительным человеком, «себе на уме». Иногда рассказывал о своем прошлом, создавая миф, который пришлось распутывать исследователям (6).