НАШ
АВАНГАРД

Экспрессионизм

зал №79
В европейском искусстве рубежа веков существовали параллельно течения, имеющие много точек пересечений, соприкосновений — иногда глубоких взаимопроникновений, — французский фовизм, немецкий экспрессионизм и русский неопримитивизм. Экспрессионизм в Германии в первой трети ХХ века представлял собой явление с весьма расплывчатыми контурами. Один перечень художников, в той или иной мере связанных с экспрессионизмом, демонстрирует несхожесть авторов: Макс Пехштейн и Василий Кандинский, Франц Марк и Эрих Кирхнер, Эмиль Нольде и Отто Дикс, Оскар Ко-кошка и Макс Бекман. Направление возникло как реакция на социальные потрясения, кризис традиционных ценностей; в произведениях отражались субъективные переживания человека, его эмоции, тревоги, экзистенциальные страхи.

Но слово «экспрессионистский» в его расширительном толковании как художественный язык, ориентированный не на воспроизведение внешнего мира, но на выражение тех или иных эмоционально окрашенных свойств предмета, человека или ситуации нередко применяют к произведениям художников, работавших на пересечении различных тенденций и представлявших в своих произведениях парадоксальные смешения художественных языков (1).