Первоначальная чудотворная икона, повторенная потом в тысячах списков, была обретена в Казани в 1579 году, вскоре после завоевания ее войсками Ивана Грозного. Чудотворный образ открыла в пепле пожарища, по велению явившейся ей во сне Богоматери, девятилетняя отроковица Матрона со своей матерью. Вскоре от иконы последовали чудесные исцеления; на месте обретения иконы был основан женский монастырь. День обретения образа — 8 июля — стал днем празднования «Казанскому» образу Богоматери. Второй день празднования был установлен при царе Алексее Михайловиче, в память сражений за Китай-город 22 октября 1612 года. Благодаря заступничеству «Казанской» иконы войскам Дмитрия Пожарского и москвичам удалось одержать решительную победу над польскими отрядами, засевшими в Кремле, что предрешило их сдачу и полное освобождение Москвы.
Казанская икона была почитаема жителями Петербурга так же, как и чудотворный образ «Всех скорбящих Радость» — другая московская святыня, перенесенная в новую столицу почти одновременно с ней. При отбытии М. И. Кутузова в действующую армию в 1812 году икона «Богоматери Казанской» была вознесена над головою полководца во время молебна о даровании победы над врагом.
Икона из суздальского монастыря принадлежит к числу ранних уменьшенных копий с чудотворной казанской святыни. Возможно, образцом для нее послужила икона «Казанской Богоматери», участвовавшая в событиях 1612 года, когда русские войска под руководством Дмитрия Пожарского победили в битве с польскими интервентами и освободили Москву от неприятеля. После победы икона была помещена в церковь, специально для нее построенную на Красной площади. Для князя Ивана Ивановича Шуйского, в течение многих лет связанного с Москвой и игравшего значительную роль в политической жизни города, обращение к образу Богоматери Казанской — новой московской святыне — было вполне естественно. Его жена, Марфа Васильевна, была похоронена в Покровском монастыре в Суздале. Икона посвящена ее памяти.