ПОТОКИ. ВОДА
Гид к выставке
Воспоминания о мире без человека
Марина Куликова

Видео

2025

В этой работе я размышляю над межвидовой разобщённостью, этикой сопереживания нечеловеческому и исследую концепцию пустотности явлений.
Видео-эссе представляет собой направляемое размышление о взаимозависимости и необходимости отказа от антропоцентричного мышления в пользу принятия всех существ и явлений как единого целого.

О поиске новых форм чувствительности. О хаотичном рождении и пребывании на земле, где наши тела всего лишь костюмы, а нежность и равностность - это средства спасения и поддержки.

Работа напоминает о необходимости принять во внимание другие формы жизни, технологии и ландшафты для преодоления бинарных оппозиций: мужское/женское, естественное/искусственное, человек/животное, физическое/нефизическое.
Размноженные вертикальные экраны, которые уже стали частью человеческой идентичности, символизируют нашу разобщённость и сообщество одномоментно, спокойно транслируя себя, без попытки синхронизации, но всё же на общем полотне взаимозависимости.

Команда: 
Автор, режиссёр, перформер: Марина Куликова
Саунд дизайн, голос: Настя Чайкина
Камера, эффекты: Мария Мун
Мастеринг: Никита Чайкин
Ассистент: Кристина Гольдерова
Impurity
~voolgard~, Даниил Михайлов

Интерактивная инсталляция

2025

Проект посвящен исследованию воды как биомедиа — среды, которая сохраняет химические, биологические и культурные следы человеческой жизни. Художники рассматривают ее не только как ресурс, но и как носителя памяти, фиксирующего взаимодействие человека с окружающим миром.

Когда зритель касается воды, встроенный в кран датчик считывает движения и преобразует их в генеративную графику. Так возникает визуализация того, как вода откликается на контакт и становится медиатором между человеком и средой.
Инсталляция поднимает вопрос: должна ли вода быть чистой, если её природа — впитывать и сохранять следы? Она раскрывает амбивалентность воды как источника жизни и одновременно свидетельства загрязнения, вовлекая зрителя в размышление о своей сопричастности к экосистеме.

Об авторах
Даниил Михайлов
Цифровой художник, работающий на пересечении различных медиа и поиске новых эстетических и смысловых форм в цифровом искусстве. Автор развивает спекулятивный взгляд на будущее искусства, где алгоритмы становятся соавторами, а технологические процессы трансформируются в эстетические высказывания. Его работы исследуют, как цифровые инструменты могут создавать новые формы художественного выражения, эстетических парадигм и визуального опыта.

~voolgard~ (Dashi Abram)
 Художница в жанре биомедиа, работающая на стыке цифровых технологий, био-арта и спекулятивных экосистем. Художница соединяет визуальные нарративы с гибридными биологическими системами и экспериментальными медиа.
В центре интересов – гибридные экологии, патологические процессы и аномальные научные исследования. Через инсталляции, генеративную графику и интерактивные интерфейсы данных художница создаёт иммерсивные среды, где технологии становятся инструментом осмысления спекулятивных биологических сценариев будущего.
Lacrima
Олеся Ващенко и Сергей Скурту

Инсталляция 

2025

Проект Lacrima (от лат. «слеза») размышляет о взаимодействии природы, технологий и человека. Это одновременно и звучащий арт-объект, центром которого является вода, и технологическое инженерное устройство, основанное на силах и законах природы, и музыкальный инструмент, представляющий собой гидравлическую драм-машину. В производстве использовались технологии 3D-печати (поликарбонат, полимерная смола), электроника, токарное мастерство, а также ручная сборка и пайка.

Проект приводит пример того, как природа, технологии и человек могут выстроить симбиотические взаимоотношения, в которых могут положительно влиять друг на друга, перенимая различные механизмы и приемы. Звучащие ритмы по своей сути представляют алгоритмические структуры, однако выстроенные не с помощью кода, а благодаря законам физики.

Цикличность и организмичность объекта переосмысляет образы фонтанов, мысленно отсылая к древним японским звучащим садовым объектам вроде сиси-одоси и суйкинкуцу или к музыкальным гидравлическим изобретениям 
Герона Александрйиского.
Об авторах
Олеся Ващенко
Мультидисциплинарная художница и арт-директор. Дизайнер в команде Сбер AI, выпускница бакалавриата «Ивент. Театр. Перформанс» в Школе Дизайна ВШЭ.
Создает мультимедийные решения, арт-объекты и сценографию для кино, театра, концертов, перформативных событий. Участник выставок и конкурсов современного цифрового искусства. Победитель фестиваля креативных индустрий G8 в категории «Музыка».

Часто работает с музыкальными проектами, уделяя большое внимание поиску новых форматов сотворчества художника и музыканта. В работе сочетает генеративные технологии, ручное производство и глубинную проработку внутренней мифологии.
Среди творческих коллабораций и партнеров — ГЭС-2, Электротеатр Станиславский, Театр «Практика», Яндекс.Музыка, The Blueprint.

Сергей Скурту
Звуковой художник. Редактор подкастов V–A–C Sreda и куратор программы саунд-арт публикаций V–A–C Sreda Аудиофайл. Выпускник магистратуры Школы Дизайна ВШЭ Sound Art and Sound Studies.

Работает с найденными звуками и найденными объектами, на основе которых создает музыкальные инструменты и звучащие арт-объекты. В своей художественной практике исследует материальность звучащего, органическую природу звука и взаимосвязи аудиального с визуальным, тактильным и телесным через призму технологий и алгоритмов.

Как художник и музыкант сотрудничал с такими институциями как фонд V–A–C, ГЭС-2, ГРАУНД Солянка, Центр Зотов, ММОМА, Театр «Практика», Электротеатр Станиславский. Был участником фестивалей Архстояние и Тужи Арт.

Biosynergy #101
Саша Малышева

Интерактивная VR-инсталляция

3D-печать из переработанного пластика, живые растения

2025

Обращаясь к теме симбиоза и взаимопомощи как эволюционного механизма выживания, проект исследует технологически опосредованное сотрудничество между людьми и растениями. Автор создает гибридную систему, где биоритмы мхов управляют поведением VR-аватара и влияют на физическую среду растения. Действия зрителя в VR — прикосновение или «кормление» аватара — отражаются на реальном организме: активируют освещение, создавая диалог между цифровым и биологическим.

Автор затрагивает экологическую повестку, научные исследования фитосенсорики и культурный запрос на новые формы взаимодействия с природой. Мхи, как древнейшие организмы, символизируют устойчивость и адаптивность.
Проект переосмысляет технологии как мост между человеком и природой, предлагая модель взаимодействия, где технологии становятся языком межвидового диалога, а переработанные материалы — основой симбиотических связей. VR-аватар, лишенный хлорофилла, но наделённый «эмоциями», проводит в мир растительного сознания, раскрывая новые горизонты восприятия. Сенсор передает данные активности мхов в VR-приложение (Oculus), где аватар растения реагирует на действия пользователя изменением цвета, звуком и тактильной обратной связью. Это влияет на освещение, замыкая цикл взаимодействия, где переработанные материалы и технологии формируют язык межвидового диалога, а не доминирования.

Руководитель мастерской Университета ИТМО: Хелена Никоноле
Консультант: Сергей Кернбах, Dr.rer.nat (CYBRES GmbH, Германия)
Проект создан в рамках мастерской Digital Worlds магистратуры Art& Science Университета ИТМО.
Об авторе
Выпускница факультета «Современное искусство» Высшей школы Среда обучения, мастерской Арсения Жиляева. Член Евразийского Художественного союза. Основатель и идейный вдохновитель Арт-центра «Мы Вместе — Севастополь» и созданного на его базе Выставочного пространства «OKNA gallery», призванного сделать искусство доступным для зрителей 24 часа 7 дней в неделю независимо от ограничений, вызванных пандемией COVID и нацеленного на продвижение современного искусства в г. Севастополь. В настоящее время обучается в магистратуре Art & Science Университета ИТМО.

Живет и работает в Санкт-Петербурге. Участник более 30 российских и международных выставок.
Waters
Кристина Вегера

Инсталляция

Аналоговая фотография, видео-арт, саунд-арт, парфюмерная композиция

2023–2025

Waters — мультимедийный проект фотохудожницы Кристины Вегера, в котором аналоговая экспериментальная фотография соединяется с электронной музыкой, видео-артом и ароматом. Вместе с международной командой художников она создаёт синестетическое пространство, где изображения, звук, свет и запахи складываются в единый чувственный опыт — погружение в тайны памяти воды.

Коллекция аудио-визуальных артефактов о бесконечной силе воды. Художница путешествовала в по разным местам Планеты и снимала фотографии на пленку. Одному месту соответствовала одна катушка пленки. Каждую пленку после съемки она вымачивала в жидкости, характерной для этой территории. Например, репортаж с российского берега Японского моря, вымачивался в Японском море; фотографии с прогулки по дну Чарынского каньона (в Казахстане) вымачивались в водах соседствующего озера Кольсай с примесью песка из самого каньона; снимки, сделанные в Грузии, вымачивались в свежедавленном соке винограда Саперави прямо на винограднике, где был собран этот урожай. И так далее. Такая техника называется film souping.

Как будто заглянуть в мысли воды, в ее химический состав и увидеть что-то «между строк», какую-то не озвученную мифологию, историю, неуловимое. 
Инсталляция представляет из себя проекцию кадров из пленки. На столе рядом в разных банках стоят те самые пленки в разных водных составах. К каждой серии Waters написан саундтрек. Одна серия, один саунд-артист, который создает эмоциональную текстуру мифа Waters в объеме звука.

Команда:
Концепция проекта и аналоговая фотография: Кристина Вегера
Видео-арт и видеопродакшн: UKIYO浮世 & Faizan Shaikh
Музыка для серии Японское море Raciya Bağdad
Музыка для серии Чарын Sofist
Музыка для серии Танцующие брызги на дне океана Dx2ov
Музыка для серии Настроение ветра mishxn
Музыка для серии Хатта La Petite Mort (поэзия Danabelle Gutiérrez & музыка и бэквокал Astral LXXXII)
Парфюмерная композиция Виктория Шаипова (we/d)
Об авторе
Фотохудожница и автор мультимедийных проектов. Её основной жанр — аналоговая экспериментальная фотография и иммерсивные произведения на стыке фотографии, электронной музыки, видео-арта и парфюмерии. В центре её внимания — загадки сознания и прикосновение к трансцендентальному, которое можно постичь через многогранный чувственный опыт.

Проекты Кристины были представлены в художественных программах GAMMA Festival и OUTLINE 2024, в ЦТИ «Фабрика», на Sikka Art&Design Festival 2025 (при поддержке Министерства культуры Дубая), в галереях AnalogTheRoom и Xposure International Photography Festival 2023 (ОАЭ), на фестивале URALRUIN и в программе экспериментального кино «По-ту-сторонний». На протяжении трёх лет подряд её аудиовизуальные работы отмечаются премией G8 в различных номинациях.
Домой
Роман Мокров

Видеоинсталляция

2012

Совместно с Сережей Муравьевым

Работа появилась под впечатлением путешествия многолетней давности. В путешествии участвовали два друга, отцы художников. Они взяли на лодочной станции лодку и отправились по маленькой речке Малиновке из города в деревню. Река была хоть и маленькой, но полноводной и довольно широкой. Советское время было благоприятным для местного туризма: существовало большое количество лодочных станций, баз отдыха, пунктов проката оборудования. Но после развала Советского Союза вся система краеведения и локального туризма была разрушена — на их место пришли открытые границы, появилась возможность путешествий в другие страны. Путешествия в соседний город или область в России стали никому не нужны. Призыв «Изучай свой край» звучал все тише, а потом и вовсе замолк. Современные молодые люди, зачастую,  даже не знают окрестных лесов и деревень, собственную среду обитания. 

В работе художники пытаются почувствовать те возможности «маленького путешествия» длиною в несколько километров, которое было доступно каждому около 30 лет назад, используя при этом самый «народный» вид лодки — надувной матрац. Сам акт повторения оказывается тщетной попыткой пережить отцовский опыт: река обмелела и превратилась в заболоченную канаву, заросшую кустарником. В запустение приходит все, чем не пользуются долгое время, и эта река не стала исключением. Своей акцией художники пытаются реанимировать традиции отцов и тем самым оживить когда-то полноводную реку. Река здесь также является символом времени и памяти, которая сама вобрала в себя то далекое путешествие, впитала в себя все, что происходило в то время, а художники опускаются в ее воды, чтобы увидеть прошлое, как в магическом шаре.

Мария Обухова

Об авторе
Роман Мокров — фотограф, медиахудожник. Раскрывает феномен абсурда в повседневности, исследует символическое поле и мифологию «не-Москвы» — небольших региональных или областных городов — в поисках неуловимой современной национальной идентичности. Лауреат премии «Инновация» (2012), премии Курехина (2014). Работы находятся в коллекции Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Пушкинского музея, галереи «Триумф». 
Bacteria as a Service /
Случайный шум
Анна Мартыненко

Кинетическая инсталляция.

Колонна Виноградского, бумага, графитовый карандаш

2025

Проект посвящён исследованию соотношения «живое/неживое» в технологиях через осмысление роли случайного шума в алгоритмах нейросетей. В работе генеративных нейронных сетей применяется псевдослучайный шум (искусственная случайность), который обеспечивает вариативность, уникальность и ощущение креативного, «живого» отклика.

В рамках проекта используется колонна Виноградского: бактерии из активного ила с питательными веществами формируют замкнутую экосистему. Внутри колонны размещён углеродный войлок, выполняющий функции анода и катода, что позволяет регистрировать электрическую активность системы. Получаемый уровень тока анализируется, и этот сигнал управляет кинетической установкой с поворотными табличками, создавая уникальный рисунок матрицы.
Анализ данных осуществляется циклично: в течение одной минуты происходит обработка сигнала, и каждая минута формирует новый паттерн, сгенерированный «живым» случайным источником.

Сигнал, поступающий от бактерий, транслируется в интернет и может быть использован третьими лицами для собственных целей (модель «bacteria as a service»).

Некоторые паттерны зафиксированы во времени и интерпретированы в графике, которая выполнена с помощью графитового карандаша – углерода, который также используется в системе с бактериями: углеродный войлок служит проводником электронов для микроорганизмов.
Команда:
Инженеры Дмитрий Шишов и Алексей Грачев
Микробиолог Азат Мещеров
Разработчик Дмитрий Сошников
Автор выражает благодарность: Христине Отс, Дарье Болдыревой, Гасиевой Залине, Якушиной Виктории, Дарье Григораш, Саше Щось, Татьяне Скороспеховой

Проект создан в рамках лаборатории «Человек и нейросети: кто кого создает?» организованной Яндексом и Третьяковской галереей
Об авторе
Анна Мартыненко — мультидисциплинарная художница.
В своих произведениях занимается исследованием физической реальности и технологий нового мира, работает с шумом и парадоксами практики записи. Изучала философию в СПбГУ, окончила факультет «Свободные искусства и науки» Санкт-Петербургского государственного университета и Школу молодого художника при «Проте Своей». Проходила стажировки в Новой сцене Александринского театра и в лаборатории «Архитектура голоса» компании Speech Technology Center. Участница проектов: «Транзитная зона» (Санкт-Петербург), медиаблок программы «Резиденция РЕРМ» (Пермь), Frants Gallery (Санкт-Петербург), «Электрические мастерские» Музея «Гараж» (Москва).
_ПОТОК_
Анастасия Балуева, Ирина Короткая, Дарья Стаценко, Артём Мамонтов, Кирилл Архипов, Денис Усатов, Дмитрий Васякин

Инсталляция

2024–2025

_ПОТОК_ — это пространство, где исчезновение обретает форму присутствия.
Инсталляция устроена как камера-обскура: темный зал, черный куб и круг в стене — единственное «окно», через которое проникает свет.

Если классическая обскура собирает мир в устойчивое изображение, здесь круг открывает проход к образу, который ускользает и складывается заново каждое мгновение.

В этом образе возникает Офелия — фигура на грани исчезновения, где хрупкость становится состоянием. Ее растворение в потоке - метафора исчезновения  в водных, медийных и эмоциональных средах.

Зритель остается на «берегу». В темноте и звуке его тело становится местом пересечения потоков, существующих лишь столько, сколько их проживают.

Здесь рождается напряжение между ускользающим образом и удерживающим восприятием.

Проект _ПОТОК_ прошёл через три этапа: первая версия была представлена в 2024 году на выставке «О глуби и глади» в Доме Радио и Центре Art & Science ИТМО, вторая — в 2025 году на фестивале «Ночь света» в Гатчине, где объект переместился в открытое пространство, а третья итерация _ПОТОК_3.0 была подготовлена для фестиваля Digital rain.

Об авторах
Команда проекта _ПОТОК_  сформировалась из Ирины Короткой, Анастасии Балуевой и Кирилла Архипова, объединив компетенции междисциплинарной художницы, актрисы и композитора. Позже к команде присоединились Артём Мамонтов (техническая реализация), Дарья Стаценко (видеоарт), а затем — Денис Усатов и Дмитрий Васякин (техническая поддержка).

Один из ключевых интересов команды — работа с водой как медиумом, исследование её физических свойств и художественных смыслов.

© 2025 Государственный Русский музей