«Жизнь замечательных собак»

Швабе Александр Петрович (Иоганн Александр Готлиб)
Бобби на кресле клубочком
1921
Бумага, акварель. 33,3 x 48,8
Государственный Русский музей
РС-3769
Картина Александра Швабе — характерный пример ранней русской анималистики, которая была, по сути, портретным жанром. В XIX веке художники, такие как Швабе, Кнаппе и Обер, изображали не абстрактных животных, а конкретных любимцев аристократических семей. Задача состояла в том, чтобы запечатлеть узнаваемый облик и черты характера питомца — верность, нрав, чувствительность, — создавая таким образом «портрет на память» (ad futuram memoriam) для владельца.
Полотно Швабе — это не просто изображение собаки, а документ эпохи, фиксирующий личную привязанность и бытовую культуру своего времени.

По материалам: Александр Боровский. Художник и собака. Путь в искусстве // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025.
Об авторе
Швабе Александр Петрович (Иоганн Александр Готлиб) (1818 — 1872) — живописец, баталист, анималист. Сын рижского ремесленника (сапожника). Учился в классе батальной живописи ИАХ (с 1838) у А. И. Зауервейда. Во время обучения неоднократно получал «одобрение» за успехи, в 1840 по рапорту Зауервейда получил вспомоществование по «крайне недостаточному состоянию». Служил живописцем при «Управлении государственным коннозаводством и Императорских скачках» (с 1845). Назначенный (1847) «по известным его познаниям в живописи баталической». Академик (1850) за картину «Табун лошадей с пастухом и собакой». Высочайше пожалован бриллиантовый перстень (1854) за изображения лошадей. Единственное в ИАХ в XIX веке звание «профессор по живописи животных и зверей» (1861) «за особенное искусство и познания в художествах».